Выжить на ринге жизни

13.10.2014

27 сентября 2014 года в столичном культурном центре «Покровские ворота» состоялась премьера документального фильма «Мария». Это рассказ выпускницы томского детского дома Марии Даниловой о своей жизни. Успешной сейчас женщины, пережившей кошмар в прошлом.

Фильм — первый из цикла «На ринге жизни». У этого проекта, который реализует благотворительный фонд «Арифметика добра», есть несколько важных задач. Самая главная — познакомить максимальное количество сирот, а также сотрудников детских домов с реальными примерами успешности тех, кто покинул стены сиротских и коррекционных учреждений, показать, что несмотря на все сложности они могут стать счастливыми, у них могут быть прекрасные семьи и дети, они могут найти интересную работу, реализоваться творчески и личностно.

Эта первая важная задача вытекает из крайне непростой, неудобной статистики – только 10% выпускников детских домов в той или иной степени адаптируются после выпуска. Остальные нередко попадают в тюрьмы, занимаются проституцией, погибают. В коррекционных учреждениях процент успешности еще ниже, на уровне статистической погрешности. Во многом такая ситуация происходит из-за острого ощущения своей ненужности и почти полного отсутствия мотивации, когда вокруг критически много негативных примеров и практически отсутствуют какие-либо реальные примеры успешности. И дети, и воспитатели становятся заложниками системы, общественного отношения, становятся изгоями как внутри общества, так и в своем представлении о себе.

Есть еще одна немаловажная задача проекта — дать возможность самим сиротам рассказать о том, что происходит с детьми в детских домах и после выхода из них, а обществу услышать эти истории, увидеть за ними живых людей и задуматься. Документальное и художественное кино, мультипликационные фильмы, комиксы, другие художественные форматы остро необходимы для привлечения внимания к социальным проблемам, а также поиска возможных решений. За последние несколько лет российские зрители увидели яркие примеры таких работ в документалистике – фильм «Антон тут рядом» Любови Аркус, «Блеф, или с новым годом» режиссера Ольги Синяевой, «Мама, я убью тебя» Елены Погребижской. Каждый из этих фильмов – слом привычной, комфортной картинки обывателя, делающий неработающим оправдание «проблема где-то далеко, и она нас не касается».

Функциональная, практическая сторона проекта позволяет создать инструмент для более действенной работы психологов, некоммерческих организаций, социальных работников, профессионально занимающихся адаптацией и социализацией сирот. Создатели и авторы проекта планируют организовать максимально широкое распространение фильмов в детских домах России, показы на волонтерских площадках, создание совместно с широким кругом специалистов сопроводительных методических материалов.

Первый фильм проекта – это рассказ от первого лица выпускницы томского детского дома Марии Даниловой о своей жизни. В таком формате эту историю увидел режиссер Алексей Шамраев. Фильм не содержит закадрового авторского текста и дополнительных пояснений. Cложные сцены прошлого героини зритель видит в анимированных иллюстрациях художника Алексея Йорша, где в безысходном черно-белом детстве появляется только один дополнительный цвет – тревожный красный.

В фильме героиня рассказывает о пережитых ситуациях. О том, как мать отдала её и младшую сестру в детский дом, как брошенный ребенок не хочет жить, потому что он никому не нужен, как все его существо стремится к самоуничтожению, потому что нет смысла в существовании, о боли и реанимации, о несчастливом браке, о насилии, желании отомстить за всю причиненную боль. Зритель видит перед собой успешную, красивую молодую женщину, мать троих дочерей, одна из которых приемная, рассказывающую о том, что молчаливо в изоляции переживают внутри себя сотни и тысячи детей в нашей стране.

Как справиться с этим ужасом? Что стало переломным моментом в жизни Марии? Есть ли реальный выход или шанс? Или то что случилось – просто удача одного человека? С одной стороны, фильм не дает четких инструкций – для счастья нужно лишь только выполнить вот этот набор правил. По мнению режиссера, этих инструкций и не может быть – каждая конкретная судьба уникальна и важно найти прежде всего себя. Но фильм говорит о том, что может стать переломным моментом, где можно искать точку опоры.

Для Марии таким стимулом жить и бороться становится прежде всего маленькая дочь. Так случилось, что женские имена в этом фильме и в этой судьбе играют знаковую роль: Мария, Виктория, Надежда. Как правило, выпускницы детских домов становятся мамами в очень сложных условиях, когда нет ни работы, ни нормальной профессии, ни устроенности, ни семьи, зачастую рядом нет и отца ребенка. Есть только общественное порицание и неприятие. Аборт либо передача ребенка в детский дом в такой непростой ситуации становится обычным явлением. В случае с Марией маленькая дочь Виктория становится большой победой в борьбе за жизнь для них обеих.

Еще один ключевой момент в жизни героини — помощь и спасение других. Помощь другим молодым матерям, потерявшим свою точку опоры, сохранить детей, не отказаться от них. Помощь выпускникам детских домов найти свой путь в жизни.

Белое платье, свадебный танец, обручальное кольцо, счастливый брак, любящий муж, квартира, машина, отпуск на море – это все достаточно обычная история, которой никого не удивишь в наше время. Среднестатистический человек мало задумывается о том, что для девочек из детского дома – это сказочно и невероятно, это то, что происходит только с другими, домашними девочками, во что сложно поверить.

Часто они рожают сразу после выхода из детского дома, не имея часто и образования и жилья, и не редко сдают своих детей обратно в детский дом. Потому что материнство можно обрести только в любящей семье.

Но даже не это все есть счастье. Даже любовь в своей собственной семье и внешние признаки успешности не дают освобождения от прошлого. И Мария делает то, на что может решиться только очень сильный человек, – она едет в далекий поселок Тегульдет, туда, где прошло её страшное детство, для того, чтобы простить. Простить и обнять мать, найти в себе силы простить брата, который насиловал её с 7 до 10 лет, попытаться принять свое детство.

После просмотра фильма «Мария» состоялось его обсуждение с участием как обычных зрителей, так и специалистов, работающих с данной проблемой, – Романа Авдеева, президента благотворительного фонда «Арифметика добра» и отца 17 усыновленных детей, ведущей и модератора показа Ольгой Будиной, актрисы, учредителя благотворительного фонда «Обереги будущее», который также занимается профилактикой социального сиротства, Алексея Йорша, художника-графика и отца приемного сына, Николая Лутковского, приемного отца и директора Свято-Софийского детского дома. Ссылка на источник